Благоустройство дорожек и площадок вокруг загородного дома – это не менее важные работы, чем строительство фундамента. Именно поэтому основание под тротуарную плитку необходимо правильно подготовить. Если опора будет некачественной, то со временем кладка «поплывет», а плиты будут западать друг на друга, что в свою очередь отразится не только на внешнем виде дорожек, но и на их функциональности.
На сегодняшний день существует несколько доступных технологий по устройству оснований под тротуарную плитку. Рассмотрим их подробнее.
Разновидности оснований
Обычно плитка укладывается на следующие основания:
- Песчаное. В этом случае тротуарная плитка укладывается на песок и дополнительно фиксируется с помощью ограждающих бордюров.
- Песчано-цементное. Сухая смесь песка и цемента укладывается на гравийную «подушку».
- Раствор. Такое основание представляет собой жидкую строительную смесь. В этом случае необходимо подготовит монолитную бетонную основу.
На бетонную основу намного проще укладывать плиты ровными рядами. Также бетон «сглаживает» неровности почвы, поэтому готовая конструкция не будет проседать.
Однако, стоит учитывать, что укладка на раствор обычно осуществляется в том случае, если плиточные элементы будут испытывать большие нагрузки. Например, если на дорожку будет оказывать действие большегрузная техника или автомобиль. Если же вы планируете только ходить по брусчатке или ездить по ней на велосипеде, то нет смысла делать такую прочную и более дорогостоящую опору для тротуарной плитки.
Еще один недостаток бетонного монолита заключается в проблемах, связанных с отводом воды. Дело в том, что цементная плита не пропускает влагу, которая будет скапливаться в зазорах и щелях между плитами. При наступлении морозов жидкость начнет расширяться, что, в свою очередь, приведет к разрушению плиточных элементов.
Песчаное основание, напротив, хорошо пропускает воду, однако под влиянием влаги такая основа довольно быстро размывается.
Оптимальный вариант – это песчано-цементная подушка под тротуарную плитку. Она обладает хорошей прочностью и пропускает воду.
Определившись с лучшим вариантом укладки опоры под плитку, рассмотрим технологию возведения такой конструкции.
Этапы обустройства основания
В первую очередь необходимо подготовить участок – скосить траву и убрать мусор. На следующем этапе нужно подготовить траншею и произвести засыпку гравия.
Подготовка подушки
Чтобы подготовить траншею для мощеной дорожки, необходимо снять порядка 25-30 см грунта и утрамбовать дно полученного углубления. В качестве подстилающего слоя используется гравий или щебень фракцией 2-4 см, который необходимо засыпать толщиной 10-15 см (2/3 от общей высоты тротуара вместе с основанием) и утрамбовать.
Важно! Лучше засыпать «подушку» в несколько этапов, каждый раз производя трамбовку (желательно с использованием вибротрамбовочного оборудования).
Далее, на гравий укладывается 40-45 мм строительного песка (модуль крупности 1,5 мм), после чего слой смачивается водой и трамбуется.
Установка бордюров
Чтобы плитка не «расползалась», до укладки плиточных элементов, рекомендуется установить бордюры. Они могут быть изготовлены из любых материалов, но если вы хотите сэкономить, то лучше отдавать предпочтение изделиям из армированного бетона.
Бордюрный камень должен быть установлен таким образом, чтобы 60% его высоты находилось под землей.
Укладка цементно-песчаной основы
Песчано-цементная смесь (или гарцовка) состоит из просеянного песка и портландцемента М 400 в пропорции 6:1. Гарцовочный состав укладывается высотой 30-40 мм. После этого смесь необходимо утрамбовать.
На этом подготовка основания под тротуарную плитку завершена и можно переходить к мощению.
Если же вы решили использовать жидкий раствор в качестве основы, то этапы работы будут немного отличаться.
Особенности заливки жидкого раствора
Если вы хотите подготовить надежное парковочное место и в качестве основы выбрали бетонный монолит, то необходимо учесть несколько нюансов:
- Высота бетонного основания должна быть на 5-10 см выше, чем цементно-песчаная смесь.
- Для монолита также потребуется «подушка», но в этом случае вам понадобится меньше песка (высота слоя порядка 2-3 см).
- Так как бетонный монолит не будет пропускать влагу, придется обеспечить дренажную систему. Для отверстий, отводящих воду, подойдут трубы длиной порядка 20 см (длина зависит от высоты основания). На каждый м2 потребуется по одному куску трубы.
- Жидкий раствор состоит из песка, цемента (М 150-200), пластификаторов или гашенной извести и воды. Готовый раствор должен быть достаточно жидким, чтобы его можно было выровнять правилом.
- Если по тротуарной плитке будут ездить большегрузные машины, то основание необходимо армировать. В этом случае высота монолита увеличится на 3-5 см.
В заключении
Тип основания необходимо выбирать в зависимости от предназначения дорожки или площадки. Если по ней будут только ходить, то разумнее всего сделать песчано-цементную сухую основу. Для более прочных конструкций потребуется жидкий раствор, но в этом случае придется делать отводы для воды.