Причины разрушения асфальтобетонного покрытия

Причины разрушения асфальтобетонного покрытия

Дороги традиционно считаются одной из самых популярных тем для шуток. Это не удивительно, ведь сплошь и рядом мы видим, как практически только что уложенное асфальтобетонное покрытие приходит в негодность. Но как же так, ведь это высокопрочный материал, который должен выдерживать огромные нагрузки. Почему происходит разрушение? Ошибки монтажа, некачественный материал или что-то еще? Рассмотрим по порядку.

Разрушение асфальтобетона является основной проблемой наших дорог

Разновидности дефектов

Конструкционные нарушения дорожного полотна могут отличаться. В связи с этим они классифицируются, как:

  • Просадки. В этом случае речь идет об искажении дорожного профиля. Просадка выглядит, как впадина с пологими гранями.
  • Колеи. Очень часта проблема, которая представляет собой искажение вдоль линии наката.
  • Проломы. Серьезные разрушения, затрагивающие конструкционные слои асфальтобетона.
  • Выкрашивания. Такое происходит, когда части минерального состава начинают выпадать.
  • Разрушения кромок. Нередко можно увидеть, как в месте, где дорога состыковывается с обочиной, появляются рваные края.

Есть множество разновидностей повреждений асфальта

Также на дорожном полотне могут появиться сдвиги, волны, шелушение, трещины в виде сетки или одиночные. Разнообразие просто огромное, а причин появления таких дефектов еще больше.

Почему разрушается асфальтобетон

Основная проблема связана с высокими силовыми нагрузками от передвигающихся автотранспортных средств. Также на качество асфальта влияет и окружающая среда, химический состав почвы. Но есть и масса других распространенных причин.

Ошибки при проектировании

Никого не удивит, что подобное случается довольно часто. В идеале перед прокладкой трассы нужно произвести все необходимые исследования, изучить состояние почвы, климатические особенности, интенсивность потока машин и прочее.

Если ничего этого не учитывать, то дорожные сооружения быстро превратятся в темы для анекдотов. Из-за того, что все делается второпях нарушается целостность покрытия, асфальт быстро начинает проседать.

Использование старых методик монтажа

Казалось бы, прогресс не стоит на месте, но то и дело можно увидеть, как на трассах используется горячая асфальтобетонная смесь простейшего типа. Она использовалась очень давно, но сегодня данная технология является устаревшей. Это объясняется, что в таких смесях присутствует битум низкого качества. Он не способен обеспечить необходимую прочность.

Существуют более совершенные методы укладки

К современным технологиям относится использование полимерно-битумных составов, которые не понижают, а повышают характеристики будущей трассы. Также сегодня на рынке есть огромный выбор всевозможных присадок, которые улучшают сцепление материала, стойкость к атмосферным явления и трещинообразованию. Соответственно уже давно придумали новые техники укладки асфальта и составы.

Нарушение технологического процесса монтажа

С такой проблемой мы также сталкиваемся сплошь и рядом. Дорожные конструкции возводятся и в снег и дождь, жару и холод. Но также могут быть допущены и другие ошибки. Например, если асфальтобетон перевозился неправильно, то раствор потерял часть своих характеристик. Фактически такую смесь нельзя укладывать.

Кроме этого, при методе горячей укладки раствор подается при неправильной температуре. Казалось бы, за столько лет можно было изучить эту технологию, но видимо это происходит не всегда. Даже не удаленные пузырьки воздуха после укладки могут привести к быстрой деформации полотна. А если раствор слишком густой, то дорога будет слоиться и трескаться.

Укладка асфальта в дождь и снег

Превышение допустимых нагрузок

Опять же перед согласованием проекта, важно установить пропускную способность полотна за сутки. Если поток машин слишком большой, а уложен асфальт для среднего уровня нагрузок, то ресурс такой трассы начинает снижаться в геометрической прогрессии.

Как видите причин полно, и чаще всего речь идет о недостаточной квалификации и обычной человеческой лени. Но, проблема есть, а как ее решить?

Как могут устраняться дефекты дорожного полотна

Есть дефекты устранимые и неустранимые. Во втором случае речь идет о том, что асфальтобетон настолько разрушен, что нет смысла его ремонтировать, нужно полностью заменять полотно. К устранимым повреждениям относятся незначительные дефекты так называемой дорожной одежды, которое можно устранить без глобального вмешательства. Рассмотрим все варианты.

Полная замена полотна

Капитальный ремонт подразумевает, что еще раз проводятся все необходимые исследования трассы, проверяется соответствие нормативам и находятся ошибки, которые были допущены ранее.

Полезно! Важным этапом являются исследования грунта, включая подробное изучение состава подстилающего слоя.

Капитальный ремонт путем замены асфальта

Если принято решение, что трасса больше не соответствует эксплуатационным требованиям, то асфальтобетонное покрытие и его основание разбирается. Старый асфальт вывозят самосвалами на заводы, где материал перерабатывается для повторного использования. После этого оборудуется новый подстилающий слой, укладывается новая дорожная одежда (желательно по новой технологии и с использованием более современных растворов). После этого магистрали может быть присвоена другая категория в соответствии с проходимостью.

Регенерация дорожного покрытия

Этим красивым словом называют горячий метод восстановления асфальтобетона. В этом случае вмешательства не такие глобальные, соответственно ремонт потребует куда меньше затрат рабочей силы, времени и средств.

Регенерация выполняется следующим образом:

  • Сперва поврежденный слой дорожной одежды нагревается.
  • Поверхность фрезеруется.
  • Асфальтобетонная смесь дополняется современными вяжущими компонентами и другими модификаторами. Все перемешивается.
  • Готовый усовершенствованный асфальтобетон равномерно распределяется по основанию.
  • Производится уплотнение и другие технологические процедуры.

Кстати, далеко не каждую присадку можно использовать в этом случае. Допускается применение дорожных битумов, которые соответствуют ГОСТ 22245-90 и реюниваторов смесей. Последние представляют собой отдельную категорию модификаторов и пластификаторов. Такие компоненты позволяют понизить вязкость старого асфальтобетона.

Если говорить о новой смеси, которая укладывается при регенерации, то применяется асфальтогранулоетон фракцией 20-40 мм.

Ямочный метод восстановления

Нет, это не означает, что выбоины просто засыпаются гравием или щебнем. Хоть этот метод ремонта уже давно превратили в какую-то шутку, на деле действительно существует такой тип устранения дефектов.

Ремонт может выполняться тремя методами:

  • Струйно-инъекционным. Применяется на начальных стадиях разрушения, когда размеры дефектов не превышают 50 мм. Метод позволяет выполнять работы в любое время года, исключением являются только обильные осадки. Подобная технология также применима и на внегородских дорогах. Работа по ремонту осуществляется в несколько этапов. Фрезой вырезается контур дефекта, выбоина очищается сжатым воздухом, грунтуется и в нее вводят новую смесь. После этого покрытие выравнивается.
  • Путем использования специальных органоминеральных составов. Этот метод ремонта относится к холодному типу, поэтому выполняется в любых погодных условиях. Однако водостойкость «отреставрированного» покрытия будет в 2-3 раза ниже. Поэтому данный способ допускается применять только если речь идет о дорожном полотне категории 3 и 5.

Варианты выполнения ямочного ремонта

  • С использованием горячего асфальтобетона. Подобный ремонт выполняется начиная с ранней весны и до выпадения снега. Важным моментом является то, что в процессе работ температура смеси должна быть не менее 100 градусов. Ослабленный материал удаляется, поврежденный участок сушится, грунтуется, производится укладка и уплотнение ремонтного состава.

Герметизация трещин

Также данная процедура еще часто называется санацией. Данные мероприятия представляют собой целый перечень операций, которые позволяют заделать трещины так, чтобы дорожное полотно не потеряло своих характеристик. Для работ применяются современные резинобитумные и полимерные составы.

Если речь идет о мелких трещинах и стыковочных швах, то в этом случае расшивка с использованием стыковочных полос не выполняется. Но при более серьезных дефектах могут потребоваться специальные битумно-полимерные изделия.

Алгоритм такого ремонта выглядит следующим образом:

  • Полость трещины тщательно продувается при помощи установки со сжатым воздухом.
  • Раскладывается рулон ремонтного материала. Укладка производится вдоль трещины. После этого со внутреннего слоя лены удаляется защитная пленка.
  • Клеевая сторона так называемого дорожного пластыря нагревается до температуры 130-140 градусов. Для работ используется строительный фен, но применима и газовая горелка.
  • Ремонтная полоса фиксируется вдоль оси разрыва.
  • Приклеенный пластырь посыпается мелкозернистым песком.

Герметизация трещин в асфальтобетоне

Если глубина трещин не превышает 5 мм, то применяется жидкий герметик. Для этого:

  • Полость дефекта зачищается сжатым воздухом.
  • Трещина прогревается до 80 градусов (можно больше, но не меньше).
  • Повреждение заполняется с помощью готовой мастики. Иногда используется битумная эмульсия.
  • Уложенное покрытие тщательно высушивается.

Полезно! Данный способ не допустим в сезон дожей и в условиях заморозков.

Если полости классифицируются, как широкие или средние, их ширина составляет до 20 мм, а кромки повреждены на 25-50%, то предварительно требуется использование фрезы. Это необходимо для того, чтобы создать достаточный просвет для более глубокого заполнения мастикой.

Полезно! Чтобы были соблюдены идеальные условия для проводимых работ с использованием герметика, требуемая глубина разрыва (после обработки фрезой) должна соответствовать пропорциям от 1:1 до 1:5.