На начальной стадии строительства загородного дома, гаража или забора заливается бетонное основание. Для того чтобы его правильно монтировать необходимо изготовить деревянный каркас, состоящий из ровных и прочных щитов. Как правило, после заливки жидкого бетонного раствора и его застывания, фанера для опалубки демонтируется и может быть повторно использована для других построек. Исходя из этого, для каркаса необходимо подобрать материал, который будет проще всего разобрать. Конечно, можно использовать и доски, но такие элементы намного сложнее в работе.
Почему для опалубки лучше выбирать фанеру
Если сравнивать строительную фанеру для опалубки и дощатые конструкции, то листовой материал обладает следующими преимуществами:
- Не деформируется под весом бетонной массы.
- Требует меньшего количества дополнительных подпорок (достаточно устанавливать каждые 60-100 см).
- Опалубочную конструкцию из фанеры не нужно дополнительно выравнивать, на ней нет рубцов и дополнительных стыков.
- Для опалубки можно использовать б/у материал.
- Требует намного меньше времени на монтаж.
- Конструкция из фанер весит намного меньше дощатого каркаса.
Обычные доски не проходят обработку, поэтому они не устойчивы к агрессивной среде и химикатам. Фанера же отличается не только повышенной влагостойкостью, но и химической устойчивостью. Благодаря этому пластификаторы, добавляющиеся в бетонный раствор, не окажут на конструкцию пагубного влияния.
К недостаткам таких каркасов некоторые строители относят большую подверженность повреждениям. Однако если вид и толщина фанеры для опалубки подобраны правильно, то конструкция получится не менее устойчивой, чем дощатый каркас.
Виды фанеры
Существует несколько разновидностей фанер для опалубочных конструкций:
Пластиковая «фанера»
Щиты из полимерных материалов обладают следующими плюсами:
- малым весом;
- легкостью установки и демонтажа;
- влагоустойчивостью и устойчивостью к образованию коррозии;
- прочностью.
Однако, пластиковая фанера обладает очень серьезным недостатком – она абсолютно неустойчива к морозам. Кроме этого такие изделия отличаются высокой стоимостью, поэтому использование таких щитов для частного строительства нецелесообразно.
Березовые фанеры ФК
Березовые листы, получаемые путем приклеивания шпона карбамидным клеевым составом, являются самыми доступными и дешевыми материалами. Такие изделия предназначены для одноразового использования, однако, можно увеличить их оборот (оборачиваемость материала для опалубки – это количество заливок бетонного раствора, которые выдерживает фанера) можно, если покрыть щиты индустриальным маслом.
ФК обладает несколькими минусами:
- Сложно подобрать щиты одинаковой толщины, из-за чего на стыках опалубки могут образоваться рубцы.
- Низкой влагостойкостью.
Березовые фанеры ФСФ (Свеза)
Березовые листы, изготовленные из лущеного шпона и скрепленные фенолформальдегидным клеевым раствором, отличаются повышенной влагостойкостью. Щиты Свеза можно использовать многократно не только благодаря улучшенным показателям, но и из-за специальной смоляной пропитки, которой покрываются листы.
Свеза бывает двух типов: с гладкой и сетчатой поверхностью. На стыках такие листы не расслаиваются.
Хвойная фанера
Для фундамента своими руками также можно использовать хвойные щиты, которые представляют собой листы сосны или лиственницы, склеенные при помощи фенольных смол. Этот материал относится к ФСФ, так как он обладает такой же высокой влагостойкостью.
Оптимальным материалом для создания каркаса считается ламинированная фанера для опалубки, которую стоит рассмотреть подробнее.
Ламинированная фанера для опалубки
Основа ламинированной фанеры – это щит Свеза, облицованный специальной пленкой, которая отличается устойчивостью как к влаге, так и к щелочной среде. Поверх торцов таких листов наносится акриловая краска.
Благодаря такой обработке оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры составляет:
- 5 циклов, если используется дешевая фанера китайского производства. Обычно плотность таких формообразующих элементов не превышает 500 кг/м2.
- 20 циклов, если изделия от отечественного производителя. При толщине в 18 мм плотность изделий составляет 700 кг/м2.
- До 100 циклов, если была приобретена дорогостоящая и самая прочная финская фанера.
Если вы планируете сдавать опалубку в аренду, то имеет смысл приобрести финскую ламинированную фанеру, которая быстро окупится и начнет приносить прибыль. Если же вы хотите изготовить каркас для личного использования, то намного выгоднее приобрести изделия китайского производства (фанера размером 2440 х 1220 обойдется порядка 1 800 рублей).
Также опалубка из ламинированной фанеры может быть изготовлена как для горизонтального, так и для вертикального стенового каркаса. Кроме этого, с гладкой поверхности листов достаточно просто удалять остатки цементно-песчаного раствора.
Полезно! Так как деревянный каркас должен будет выдерживать приличный вес бетона, то на опалубку лучше выбирать щиты толщиной 18 или 21 мм.
Выбрав тип каркаса, исходя из того, сколько раз вы будете его демонтировать, остается определиться, как сделать опалубку из фанеры.
Технология изготовления фанерной опалубки
Для самостоятельного создания деревянной формы для заливки бетона выполните следующие шаги:
- Подготовьте листы фанеры. Для этого подгоните бруски по длине – с внешней стороны основания они должны быть длиннее на 30 см. Заточите одну сторону брусков, чтобы они хорошо входили в землю. Если нижняя часть основы будет шире, чем верхняя и листы фанеру упрутся в опорную доску, то заострять бруски необязательно. Саму фанеру нарежьте по размерам фундамента.
- Расставьте бруски на расстоянии 60-100 см друг от друга. Верхушки брусков должны быть разложены горизонтально. На них необходимо разложить листы фанеры и скрепить их обычными гвоздями или саморезами (шляпки должны оказаться на внутренней стороне).
- Установите щиты в грунт параллельно друг другу.
- Соедините верхушки деревянных листов хомутами, чтобы щиты фанеры не расходились под давлением раствора.
- Укрепите углы конструкции с помощью досок и саморезов.
- Чтобы усилить каркас, установите распорки по обе стороны щитов.
- Произведите герметизацию опалубки с помощью полиэтилена.
Когда опалубка из фанеры своими руками будет готова, в нее заливается цементно-песчаный раствор. После этого нужно подождать 28 дней, пока бетон застынет и между опалубкой и фундаментом появится небольшая щель.
Чтобы снять опалубку:
- Простучите каркас резиновым молотком.
- Снимите стяжки.
- Удалите хомуты и опоры.
- Снимите листы фанеры.
На этом процесс изготовления и демонтажа опалубки завершен.