Правила и способы транспортировки готовой бетонной смеси

Бетонные смеси отличаются неустойчивостью и склонностью к расслоению, в процессе транспортировки. На фоне этого значительно ухудшаются характеристики песчано-цементных составов. Поэтому при заказе готового бетона необходимо учитывать, каким именно методом, при каких условиях и как долго будет доставляться заказ. Раньше такие смеси транспортировались самосвалами общего назначения. Есть масса нюансов таких перевозок, а также лучшие методы, которые позволяют сохранить первичные характеристики замеса.

Чем чревата неправильная транспортировка бетона

Качественные характеристики бетонной смеси могут ухудшиться из-за:

  • Сильной вибрации (тряски) во время транспортировки. В этом случае чаще всего происходит расслоение смеси. Более тяжелые компоненты (щебень, гравий) состава оседают вниз, а легкие (например, цементное молочко), наоборот, переместятся вверх. Именно это чаще всего происходит при перевозке самосвалом.
  • Неподвижности замеса на протяжении 50 минут и более. Смесь элементарно начинает схватываться. Этот процесс сильно ускоряется в жаркий день. Данная проблема, опять же, часто возникает при перевозке обычными самосвалами.
  • Переохлаждения смеси. Подобное приводит к тому, что состав в дальнейшем не схватится.
  • Перегрева. При повышенных температурах транспортировки бетон быстро загустевает. Как правило, в таких ситуациях его очень сложно выгрузить.

Транспортировка бетонной смеси самосвалом

Особенности схватывания бетонной смеси

Загустевание (схватывание) – это твердение смеси, то есть когда начинается процесс набора прочности. Срок схватывания зависит от состава замеса. Например, первые в реакцию начинают вступать клинкерные минералы типа С3А и C3S. В портландцементе могут содержаться разные минералы, от типа которых зависит, насколько долго замес будет сохранять необходимые характеристики:

  • C3S – алит или основная составляющая клинкера (его может быть 40-60%). C3S довольно быстро вступает в реакцию с водой, причем на начальной стадии.
  • C2S – белит. Обладает меньшей активностью (по сравнению с C3S). Отличается низким тепловыделением. Очень медленно твердеет.
  • C3A – трехкальциевый алюминат. Наиболее активный минерал, который может быть в клинкере. Он быстро вступает в реакцию с влагой и начинает вырабатывать тепло. Часто такой клинкер называют «быстряк», так как он схватывается очень быстро. При использовании такого состава нужно убедиться, что в смесь был добавлен гипс, который немного затормозит процесс схватывания. В противном случае такой бетон не доедет до заказчика.
  • C4AF – четырехкальциевый алюмоферрит. Данный минерал является довольно активным. По характеристикам его можно расположить между C3S и C2S.

Минералы, входящие в состав клинкерного ПЦ

Соответственно, если знать состав клинкера, то можно исключить неприятные ситуации и спрогнозировать, сможет ли поставщик привезти качественный материал и хватит ли ему на это времени.

Время транспортировки

То, сколько времени есть у спецтранспорта на то, чтобы доставить груз, определяется лабораторными анализами состава. В зависимости от температуры воздуха окружающей среды продолжительность перевозки может составлять от 50 минут до 1,5 часов. Если бетон перевозится зимой, но в его составе присутствуют морозостойкие присадки, то время транспортировки может составить и 2-3 часа. Это касается «не перемешивающих» транспортных средств. Если речь идет о работающем миксере, то при температуре воздуха менее -10°C время перевозки составляет 3-4 часа.

Летом бетон схватывается намного быстрее. Поэтому важно сохранить температуру и подвижность смеси. Соответственно в жаркую погоду рекомендуется доставка только с использованием автотранспорта, оснащенного миксером. Если используется транспорт, в котором смесь не перемешивается, то при +25°C продолжительность доставки не должна быть более 30-60 минут. Если на улице жарче (до +30°C), то время транспортировки сокращается до 15-25 минут. Если автомобиль задержится, то есть риск потери до 25% подвижности замеса. При больших расстояниях имеет смысл перевозить груз миксерами или доставлять сухую смесь или частично приготовленную.

Доставка бетона зимой

Если бетон расслоился или уже начал твердеть, то использовать его для укладки категорически запрещено. Проблема в том, что увидеть изменение характеристик смеси невооруженным глазом очень сложно. Поэтому важно, чтобы поставщик бетона соблюдал установленные ГОСТ правила перевозки строительных смесей.

ГОСТ

Компании, которые осуществляют доставку таких грузов, должны четко следовать.

ГОСТ 7473-2010

Стандарт для бетонных смесей. В нем перечислены основные технические условия перевозки замесов (глава «Транспортирование»). В этом же документе указано, что доставка может осуществляться кузовным транспортом, то есть самосвалами общего назначения, но только если речь идет о сухой смеси. Также в ГОСТ указано, что если в процессе транспортировки ухудшились свойства материала, то ответственность за это должен нести поставщик или компания, которая предоставила для перевозки автотехнику.

ГОСТ 7473-2010

Также производитель обязан согласовать с покупателем:

  • дату и точное время доставки;
  • частоту доставки миксера, если планируется заказывать сразу несколько машин;
  • территориальные особенности участка (есть ли подъездные пути к строительной площадке и прочие нюансы);
  • возможные ограничения по массе или размерам машин, перевозящих смеси.

Важно! Поставщик не имеет права добавлять в смесь дополнительные присадки во время перевозки. Например, некоторые недобросовестные продавцы пытаются разбавить загустевший бетон водой.

ГОСТ 27339-2016

Данный ГОСТ посвящен автобетоносмесителям. В нем можно найти всю необходимую информацию о бетоновозах. Рассмотрим наиболее важные нюансы:

  • Данный ГОСТ относится только к миксерам, перевозящим замесы с осадкой конуса превышающей 3 см. Осадка конуса характеризует то, насколько смесь удобоукладываемая и пластичная. В зависимости от осадки конуса определяется пластичность состава (П1-П5). На автобетоносмесителях разрешается перевозить только смеси П1 (с осадкой более 3 см).

Требования пластичности перевозимого состава

  • Размер заполнителя в смеси не должен быть более 70 мм. Если зернистость будет больше, то это может осложнить процесс выгрузки замеса (будут создаваться заторы).
  • Миксер должен быть оборудован лотком, через который можно подавать смесь на разную высоту. Также он должен двигаться и в горизонтальной плоскости (некоторые модели поворачиваются на определенный угол).
  • В транспорте должна быть предусмотрена аварийная система выгрузки материала. Это необходимо в случае, если по каким-то причинам стандартная выгрузка невозможна.
  • В миксере должна быть теплоизоляционная оболочка. Это позволит перевозить смесь при температурном режиме от +40 ℃ до -40 ℃.

ГОСТ 27339-2016

Сегодня перевозки осуществляются разными методами. Рассматривать самосвалы нет смысла, так как такая транспортировка нарушает слишком много требований. Поэтому выбор сокращается.

Выбор типа транспортировки

Есть несколько вариантов доставки строительных жидких смесей.

Автотранспорт

Наиболее распространенный метод доставки готового бетона – это использование автобетоносмесителей (миксеров, бетономешалок). Речь идет об автомобильном шасси, на котором установлена бетоносмесительная установка. Она представляет собой металлическую емкость, внутри которой приварены винтовые лопасти. Когда емкость начинает вращаться, лопасти перемешивают состав, исключая его расслоение или преждевременное затвердевание.

Бетоносмесительная установка на автомобильном шасси

Главными плюсами использования миксеров являются:

  • Сохранение однородности смеси (бетон постоянно перемешивается, что исключает расслаивание).
  • Долгое сохранение подвижности смеси. После того, как миксер перестает работать, внутри бетона продолжается движение. Соответственно в неподвижном состоянии он может находиться до 2-3 часов и не потеряет свои характеристики. Особенно это удобно, если после доставки бетона возникла заминка.
  • Удобство выгрузки. Автотранспорт оснащен лотками.
  • Большие габариты емкостей. Объем смесительного барабана составляет от 5 до 12 кубометров. Если используется полуприцеп-бетономешалка, то емкость может вмещать до 15 м3.

Полезно! Если планируется укладывать смесь в конструкцию, то потребуется бетононасос, который может транспортироваться только на таком автотранспорте.

Краны, подъемники и прочая техника

Чтобы осуществить порционную подачу готового бетона можно использовать самоходные башни или стреловые краны. В этом случае перемещение замеса может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Также к этой категории относятся бетоноукладчики. Они больше всего подходят при укладке монолитного фундамента. Бетоноукладчик – это разновидность самоходной машины, которая оснащена вращающейся платформой и дополнительными установками для приема и подачи замеса.

Конструкция бетоноукладчика

Передача бетонной смеси (если был заказан бетоноукладчик) осуществляется ленточным телескопическим конвейером (состоит из основной и подвижной части). Благодаря такой технике становится возможным подавать смесь на высоту до 8 м.

Трубопровод

Такой транспорт относится к категории внутрипостроечного. То есть используется на особо крупных строительных объектах. К преимуществам такой транспортировки бетона стоит отнести:

  • Горизонтальную и вертикальную доставку бетона (при этом используется один и тот же механизм).
  • Возможность подачи замеса в труднодоступные участки строительного объекта.

К трубопроводам можно отнести бетоноводы, пневмонагнетатели.

Бетоноводы и пневмонагнетатели

Соответственно, при строительстве загородного дома достаточно заказать миксер. А вот экономить и приобретать бетон, который будет доставлен самосвалом не стоит. Самым плохим вариантом является бортовой автомобиль. В этом случае и вовсе произойдет потеря цементного молочка. Желательно, чтобы у компании поставщика была своя лабораторий, в которой будет устанавливаться время доставки конкретных смесей.

Top