Вы здесь
Главная > Железобетонные изделия > О железобетонных дорожных бордюрах

О железобетонных дорожных бордюрах

Бордюр (кстати, в Санкт-Петербурге его называют поребриком) представляет собой конструкцию стандартной формы и размеров, выполненную из довольно прочного материала. Его обустраивают для разграничения пешеходной зоны (в целях безопасности людей) и проезжей части. Для сооружения подобной конструкции используют бордюрный (или бортовой железобетонный) камень, произведенный в соответствии с требованиями нормативных документов. Обустройство бордюров крайне важно, так как они не только предотвращают размывание дорожного полотна, тротуара, обочины, откосов, но и выполняют эстетическую функцию. Именно поэтому установкой ж/б бортовых камней (ЖББК) должны заниматься специальные организации, в состав которых входят профессионалы, имеющие опыт подобных работ.

Бордюр из бортовых камней выполняют в соответствии с нормативными документами прочного

Общие требования, предъявляемые к бортовым камням

ЖББК в соответствии с ГОСТ 6665-91 должны отвечать следующим требованиям:

  • Каждое стандартное изделие имеет прямоугольную форму, скос с одной стороны и шероховатую поверхность.
  • Погрешность габаритных размеров может составлять порядка 0,6 или 1,0 см (по длине в зависимости от протяженности изделия); 0,4, 0,5 или 0,6 см (по высоте); 0,4 или 0,6 см (по ширине). Отклонения в плане перпендикулярности торцевых и прилежащих к ним поверхностей могут быть около 0,4 или 0,5 см (это зависит от высоты камня).
  • При производстве изделий используют материалы исключительно высокого качества. Это касается и цемента (марка М500), и гранитной крошки, и песка, и воздухововлекающих добавок. Только так можно добиться высоких показателей по износостойкости, прочности, долговечности, а также устойчивости к значительным нагрузкам механического характера и разнообразным внешним факторам.

На заметку! Для камней, имеющих длину 1,0 метр, используют мелкозернистый бетон; а изделия, протяженность которых составляет 3,0 и 6,0 метров, производят из тяжелого бетона.

  • Производство изделий происходит способом вибрационного прессования (полусухого) с помощью специального оборудования.
  • Класс бетона, который определяется в зависимости от прочности на сжатие, должен быть либо В30, либо В22,5.
  • Не допускается наличие трещин на поверхности изделия. Исключение составляют едва заметные поверхностные раковины, имеющие длину до 5 см и ширину около 0,01 сантиметров (не более). Количество трещин на 1 квадратном метре поверхности камня не должно быть больше, чем 5 штук.
  • Касательно морозостойкости марка бетона предусмотрена следующая: F300 (для районов с температурами окружающего воздуха ниже -45 градусов), F200 (от -15 до -45 градусов включительно), F150 (от -5 до -15), F100 (от 0 до -5).
  • Цвет изделий предусмотрен только серый (причем, равномерный по всей глубине).

Важно! Окраска бордюра в какой-либо цвет является нарушением.

Цвет бортового камня должен быть равномерно по всей глубине изделия

  • Бордюрный камень должен быть закреплен надежным образом. Поэтому его заглубляют на ⅔ высоты изделия в целом.
  • Для удобства погрузки/выгрузки и монтажа бордюрных блоков, имеющих значительный вес, предусмотрены специальные петли.
  • Изделия должны иметь низкую гигроскопичность, чтобы в процессе кристаллизации воды они сохраняли свою целостность и не разрушались. Так, водопоглощение для камней из мелкозернистого бетона должно быть порядка 6%, а из тяжелого всего 5%.
  • Армирование обязательно для изделий, имеющих длину от 3 метров и больше.
  • Для магистральных дорог высота бордюрного камня должна составлять 45 см, а для внутриквартальных проездов – 15/18 см.

Критерии качества

Их довольно много. Проверяют следующие параметры изделий:

  • марку цемента, которая была использована для приготовления раствора;
  • материал, из которого произведено армирование;
  • прочность сварных соединений;
  • невосприимчивость к резким температурным скачкам;
  • точность габаритных размеров;
  • трещиностойкость;
  • категорию поверхности камня;
  • класс бетона касательно его прочностных характеристик при сжатии;
  • ширину раскрытия раковин и трещин;
  • водопоглощение камней (в процентном отношении к массе изделия);
  • толщину бетонного слоя, уложенного до арматуры и выполняющего защитную функцию;
  • объем воздуха, который был вовлечен в раствор вместе с добавками;
  • соответствие марки бетона (в плане морозостойкости) погодным условиям того региона, в котором использованы изделия.

Важно! Если при выборочном контроле обнаружены камни, не соответствующие ГОСТ-у, то всю партию принимают поштучно. Причем, каждое изделие проверяют именно на те показатели, по которым были обнаружены отклонения от нормативного документа.

Потребитель, оформивший заказ на изготовление бортовых камней, имеет полное право потребовать документ соответствия изделий ГОСТ.

Маркировка

Маркировка изделия представляет собой буквенно-цифровое сочетание:

  • Первые две буквы обозначают тип камня: БР – бордюр рядовой; БВ – выездной (имеет скошенный борт); БЛ – лотковый (предназначен для отвода воды); БК – криволинейный (у него верхняя часть скошена); БУ – с уширением; БУП – с прерывистым уширением.
  • Далее следуют значения длины, высоты и ширины (или толщины) бордюрного блока (они указаны в сантиметрах).
  •  Следующие цифры (в метрах) соответствуют радиусу кривизны (в том случае, если блок имеет криволинейную конфигурацию).

Бордюрный камень, имеющий кривизну

  • Буквы и римские обозначения чисел, указанные в конце маркировки гласят о классе напрягаемой арматуры.

То есть, если мы видим маркировку БР 300.30.15, то это обозначает рядовой камень, длина которого составляет 300 см, высота – 30 см, а толщина – 15 см. Другой пример: БК 100.30.18.12 – это блок с криволинейной конфигурацией, протяженность которого 100 см, высота – 30 см, толщина – 18 см, а радиус кривизны – 12 метров. И еще один: БР 600.30.18-А-IV – это камень с длиной в 600 см, высотой – 30 см, шириной – 18 см и классом напрягаемой арматуры – А-IV.

Важно! Маркировку блока наносят на его торцевую поверхность: для этого используют специальную краску.

Бордюрные блоки маркируют несмываемой краской

Транспортировка и хранение

Бортовые камни перевозят разнообразным транспортом в контейнерах, на поддонах или в пакетах. Единственное условие – изделия должны быть перевязаны проволокой или стальной лентой, которая бы обеспечила должную фиксацию блоков и их полную сохранность.

Фиксация дорожных блоков перед их транспортировкой

Важно! Грузить камни навалом и разгружать их путем сбрасывания запрещено.

Хранить изделия следует в штабелях (высотой до 200 см) с деревянными (или выполненными из других материалов) прокладками (толщина каждой – не менее 3,0 см) на складе готовой продукции.

Укладка дорожного бордюра

Порой, на приусадебном участке приходится производить обустройство дорожного бордюра. Как это сделать своими руками? Последовательность работ при установке бордюрных бортовых блоков следующая:

  • Осуществляем разметку территории, учитывая все имеющиеся ландшафтные особенности.
  • В соответствии с планом устанавливаем колышки, между ними натягиваем строительный шнур (или простую веревку).
  • Выкапываем траншею (делаем это либо с помощью строительной техники, либо вручную) шириной, превышающей толщину бортового блока на 10 см, и глубиной – чуть больше высоты бордюрного камня.
  • Дно вырытой канавы трамбуем, засыпаем щебнем и снова уплотняем.
  • Насыпаем песчаную «подушку». Опять трамбуем.
  • Готовим бетонный раствор: для этого смешиваем цемент, просеянный песок, мелкий щебень и воду в соотношении 1:2,5:2:2.
  • Укладываем приготовленную смесь в траншею.

На заметку! Смесь должна быть достаточно «подвижной», чтобы ее было удобно заливать, но, при этом не очень жидкой.

  • Устанавливаем на песчано-цементную смесь бордюрные камни, не смещая их относительно друг друга. Причем, высоту каждого изделия контролируем шнуром, натянутым между колышками. С помощью резинового молотка корректируем положение блока.

Контроль высоты бортовых камней с помощью натянутого шнура

Важно! Не забывайте о трех важных моментах: первом — камень заглубляем на ⅔ его высоты; втором — над дорожным покрытием бордюр должен возвышаться приблизительно на 15-20 сантиметров; третьем — между камнями обязательно оставляем компенсационные швы порядка 1,0 сантиметра (для предотвращения растрескивания изделий в будущем).

  • Смонтированный бордюр оставляем на 2-3 суток для схватывания бетонной смеси.
  • Заделываем цементно-песчаной смесью компенсационные швы. Ждем еще сутки.
  • Производим затирку швов и шлифовку выступов изделий.
  • Заполняем свободное пространство между бордюром и краем траншеи либо бетонной смесью, либо песком. Сверху засыпаем грунтом.

Top